Под небом голубым есть город золотой

«Байошок Инфинит» мощно шандарахнул по миру компьютерных игр. Журналисты щедро отвешивают высшие баллы. Игроки взахлеб обсуждают концовку и жгут на кострах недовольных.

Я прошел игру. Я прочел и посмотрел мнения «за» и «против». Я уверенно заявляю — игра отличная.

Town-Center-Welcoming-Vista1_12_9

Эскиз художника игры Бена Ло.

Небесная мясорубка

Забудем на время про голубые глаза Элизабет и такое же небо Колумбии. Мы пришли сюда, чтобы стрелять! Чтобы снова победить тысячу-другую врагов, превосходящих нас во всем, кроме смекалки и реакции.

Помню то чувство «ну все, ща мы их научим жить», когда отыскал снайперскую винтовку и предвкушал неторопливый отстрел врагов из-за укрытий. Подбежавшая ко мне группа товарищей в форме была другого мнения. На мое нежное брюшко довольно невежливо посмотрел полицейский обрез. Возмущенный, я подпрыгнул и повис на рельсе местных воздушных трамваев. Пока сотрудники правопорядка обсуждали тактику и стратегию, я сменил снайперку на пистолет и упал на самого наглого. Тот тоже упал, но уже за борт в облака. На оставшихся ушла целая обойма.

Под вопли и выстрелы жаждущих мести коллег убитых я подобрал автомат (снайперка полетела прочь), краем глаза засек вспышку и с пылающим задом припустил к следующему укрытию. Привстав, натравил на любителя пошвыряться огнем стаю злобных галок и безжалостно прошил очередью, пока его клевали и позорили с воздуха.

Отчаянный рывок за аптечкой остановила очередь из турели. Дело пахло керосином и этот запах придал мне мужества. Помню глаза молодого копа, с щенячьим энтузиазмом прибежавшего добить меня. Я натравил на него девушку из зеленого воздуха, которая быстро и доходчиво растолковала ему, какой я хороший и что самое время объявить джихад турели.

Пока он гордо, в полный рост, расстреливал несчастный механизм из дробовика, я шмыгнул в проулок, где заманчиво переливалась аптечка первой помощи…

[embedplusvideo height=»478″ width=»800″ standard=»http://www.youtube.com/v/z-YomQ6csUg?fs=1&hd=1″]

 

Перестрелки в «Байошоке» не раздражают и не дают расслабиться: хочешь жить — умей запрыгивать на верхотуру, делать ноги, вовремя менять оружие и применять сверхспособности. Эти вообще радуют глаз: подвесишь негодяев в воздухе «Взбрыкнувшим мустангом» и стреляешь, пока те ножками дрыгают…

Эти механизмы были созданы «Автотелами Беттермена», чтобы помочь инвалидам Колумбии вернуться к обычной жизни и, с технической точки зрения, даже вечной. Однако за это пришлось заплатить обитанием в огромных и несуразных телах. Судя по их крикам, они терпят страшную боль и не могут уснуть — похоже, «Автотело» работает совсем не так, как рекламировали.
Вики-статья об Умельцах

Пройти всю игру с одним стволом нереально, но право на выбор есть: хочешь, здоровье укрепляй, хочешь — щит-от-пуль-защитит, а то вложись в способности и терзай противника не просто, а со спецэффектами. Ну и на пушки навинтить всякие полезности можно, знай бабла не жалей.

Словом, стрелялка вышла бодрая и яростная. Прозанудствовать, укрывшись за помойным ведром и хедшотя компьютерных болванчиков она не даст: сидишь как на иголках, остервенело жмакаешь геймпад, цедишь сквозь зубы всякое и радуешься жизни как теленок.

Английским ж языком написано: «Полиция, не заходи за черту!». Как дети малые.

Английским ж языком написано: «Полиция, не заходи за черту!». Как дети малые, честное слово.

Огорчений боевая составляющая игры почти не доставила. Исключение — бой с призраком. На мой взгляд, он не сбалансирован и, чтобы пройти его на сложности ранга «хард» и выше, нужно много везения. Пришлось снизить до средней, что поцарапало гордость и лишило каких-то там достижений в Стиме.

Да-да, там еще и боссы есть. Движущаяся статуя Вашингтона, бесстрашно поливающая все из пулемета под вопли а-ля «Господь прощает, я караю» кажется весомой причиной менять портки? Призадумайтесь о здоровенной механической горилле, умной, опасной, практически неуязвимой и с дурацкой привычкой пускать ток по тем самым рельсам, на которые вы уже привыкли прыгать в случае полундры.

Нет, я не заспойлил самого сильного противника.

Сюжет

Ты — Букер Девитт, и тебе не надо спасать мир. Ты вылетевший с работы за рукоприкладство сыщик, в прошлом — солдат, сегодня — алкоголик, игрок, должник. Должник такого человека, которому не платить не получается. И в качестве уплаты ты отдал свою дочь Анечку. Жена была не против, она умерла при родах.

Спустя 20 лет загадочный незнакомец, решивший вопросы с долгом, предлагает вернуть дочь — как водится, в обмен на услугу: привезти из некоего города Колумбия в Нью-Йорк девочку Лизу .

Надпись над вратами: «Лишь дорогой прощения можно войти в этот город»

Надпись над вратами: «Лишь дорогой прощения можно войти в этот город».

А Колумбия в буквальном смысле слова витает в облаках. Не волнуйся — успеешь вдоволь надышаться свежим воздухом, насладиться красотой и покоем. Даже фанатики, почитающие святых Вашингтона, Франклина и Джефферсона, не слишком смутят. Вот только странный человек, поручивший тебе сопроводить девочку, пристает со своей сестрой-близняшкой! Гляди-ка — монетка у него 123 раза из 123 на орла падает, и вроде как оно и правильно.

Но пока гуляй по ярмарке, стреляй в тире, смотри кино, можешь вон в лотерею сыграть. Но не запали перед полицией татуировку на руке — «A. D.»! Эх-х, ну что ж ты, братец…

Почему эта девочка особенная? Подозреваю, что дело не сколько в том, кто она такая, сколько в том, кем она не является. Маленькая часть ее осталась там, откуда она появилась. Похоже, Вселенная не любит смешивать бобы с овсянкой.
Из голосового дневника Розалинды Лютес, специалиста по квантовой физике

Теперь придется побегать: от задворков небесного города до самой верхотуры, где живет второй после Бога — местный пророк Комсток. Покамест умолчу, чем вся история обернется, кем ты был и кто ты есть. Но приготовься внимательно следить за сюжетом и вместе с тысячами игроков со всего мира поломать голову над развязкой. Советую освежить знания по религии, истории США и квантовой физике.

Нищие не заморачиваются цветом кожи

Нищие не заморачиваются цветом кожи

Кое-кто из прошедших игру ворчал, что она слишком американская — все эти отцы-основатели и угнетенные негры не интересны остальному миру. Дело вкуса: меня это совершенно не напрягло. Во-первых, в таком сюжете есть логика, ведь Колумбия висит над США. Во-вторых, эта тема лишь повод поднять вечные вопросы о бедных и богатых — и ответ на них совсем не однозначный. А стало быть, и не ответ.

Мутную атмосферу непоняток и огорчение от того, что все обзывают тебя «Ложным пастырем» скрасит лазурью глаз своих…

Элизабет

За этого персонажа я стоя аплодирую авторам «Байошока». Это стопроцентное попадание. Она прямая наследница Аликс Вэнс из «Хаф-лайфа» и она превзошла свою предшественницу.

Как правило, «девочка, которую надо спасать» в компьютерных играх подразумевает туповатое существо, вечно отстающее, застревающее в текстурах, лезущее под выстрелы. По сюжету, ее надо беречь. На деле ты сквозь зубы благодаришь цензоров, не разрешающих убивать детей в играх.

Элизабет поможет встать на ноги

Элизабет поможет встать на ноги (автор скриншота Станислав из Омска)

Но самый прожженный скептик и зануда не успеет пистолет перезарядить, как Элизабет покорит его. Она всегда рядом и никогда не мешает. Больше того — она помогает! То монетку найдет, то патроны, или жидкость полезную. И в бою, и в минуту затишья: не хныкает, не жалуется и мечтает увидеть Париж.

Кто из малышей не спит?
Вот Певун к ним прилетит.
С неба сбросит шалунов,
Чтоб уснули вечным сном.
Кто-то очень много врал
И костей он не собрал.
Местная колыбельная.

При этом она совсем юная девушка, метр семьдесят, всю жизнь просидевшая взаперти: с любопытством оглядывается вокруг, грустит об убитых, болтает о всяком, ведет за собой. Немножко испуганная, неможко недоверчивая. Непринужденная. Женственная. Чистая — не из тех персонажей, о которых можно допустить сальную мыслишку.

Я взрослый человек, счастливый любить живую и прекрасную девушку. И не постесняюсь сказать, что проникся к Элизабет самыми теплыми чувствами. Что ожидает менее устойчивых граждан — страшно и подумать.

Декорации

Граждане с застарелым гастритом не преминули обругать графику за «мультяшность», поскольку в КАЛ ОФ ДЮТИ типа фотореализм. Оставим их спасать мир от русских и вознесемся под облака.

Показываю скриншоты, сделанные большей частью по случаю. Оцените сами проработанность мира — не просто много мелочей, каждая из них на своем месте, каждая что-то да значит. Оцените безупречный стиль американской промышленной революции — старик Жюль Верн прослезился бы. Волшебную работу со светом, он совсем настоящий. Такой, как и должен быть под безоблачным небом чуть ближе к солнцу.

И даже в суматохе, которую вызовет побег Элизабет, город продолжит жить. Вы успеете станцевать на пристани и спеть под гитару бедному негритенку, побываете в музее индейских войн и… ну вот, я даже устал перечислять.

Кстати, о пении и вообще о звуке. Реалистичными выстрелами сейчас никого не удивишь. Но прислушайтесь к городу в минуту затишья. Вы услышите, как свистит ветер, как скрипят и покачиваются гигантские воздушные суда, на которых стоят городские кварталы. Звук не даст вам забыть, что все это время вы высоко в небе.

Приговор

Я просидел за «Байошок Инфинит» до 4 часов утра, чего не позволял себе аж с выхода второго «Ведьмака». Это жаркий шутер с серьезным сюжетом в живом и сложном мире — аналогов на рынке попросту нет.

Пока рано говорить о значении для жанра в целом: не улеглись эмоции, да и дополнения обещаны. Впрочем, вряд ли они будут продолжать историю: она завершена, и завершена так, что не в сказке сказать, ни пером описать. Потому что спойлер будет. Пока — 9/10.

Играйте в этот шедевр, и если вам совсем не понравится — искренне сочувствую.

Элли там не обижайте, ОК?

Работа Стюарта Уильямса из Брисбена, Австралия

Работа Стюарта Уильямса из Брисбена, Австралия

Опубликовано в рубрике «игры» 7 апреля 2013 года. Вместо комментариев напишите автору — так общаться гораздо толковее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *