Андрей Мартьянов — Der Architekt. Без иллюзий.

Воспользовавшись затишьем в трудах праведных, за три дня одолел книгу Андрея Мартьянова (и Елены Хаецкой) «Без иллюзий».

Написана она в жанре альтернативной истории, и от истории в ней куда больше, чем от фантастики. Ничего сверхъестественного; лишь несколько событий произошли иначе, несколько человек поступили по-другому.

Начало 40-х, расцвет гитлеровской Германии. Рассказывает реальный и весьма известный (даже в «17 мгновениях весны» мелькал) персонаж — Альберт Шпеер. Не самый большой гад среди нацистов, в реальной жизни признавший свою вину во время Нюрнбергского процесса и отсидевший 20 лет в тюрьме. Талантливый ученый-архитектор, «любимчик Гитлера», ставший по его приказу рейхсминистром вооружений и боеприпасов. Помер в 76 лет, навещая любовницу.

Andrej_Martyanov__Der_Architekt

Как патриот и профессионал, он добросовестно выполняет свои обязанности, не смущаясь нажитыми врагами и не чураясь жестких средств. Но тем страшнее ему сознавать, что любимая Германия катится по наклонной. Победоносное наступление на СССР захлебывается не только на фронте, но и в тылу. Молодая, сильная, свежая страна, чудом восставшая после поражения в Первой Мировой и приумножившая свои силы благодаря решительным действиям национал-социалистов, обрюзгла и отупела от бюрократии, коррупции и некомпетентности.

Стоит Шпееру дойти до мысли, что Германии остро необходим мир хотя бы на одном из фронтов, как он видит документальные свидетельства зверств гитлеровцев на оккупированных территориях. Погибших жалко, но сильнее жалости страх — рейхсминистр понимает, что прощения им не видать, и «лечить» эту систему поздно: нужно резать по живому.

Вот только основа ее — человек, о посягательстве на которого партайгеноссе Шпееру и подумать страшно…

В ставке понимали серьезность положения, и Гитлер, как обычно экспромтом, предложил направить в район русского наступления готовые «Тигры». Да, машин всего шесть, но, как три недели назад заявил фюрер: «…С ними ничего не может случиться! Они неуязвимы и могут разбить любое танковое наступление противника». Осторожные возражения фронтовых генералов о том, что «Тигры» вряд ли устоят против тяжелой артиллерии противника или массированной атаки силами, допустим, танкового полка, были отметены — ничего равного этой машине нет!

Я получил недвусмысленный приказ: как можно скорее «отгрузить» готовые образцы 501-му и 502-му тяжелым танковым батальонам, в мае этого года переформированным в Эрфурте специально под новую технику из тяжелых рот истребителей танков. Предложение дождаться, когда промышленность выпустит еще хотя бы двадцать — тридцать «Тигров» для качественного усиления боевых частей, не прошло, как я ни бился.

В итоге «Тигры» отправились железной дорогой в распоряжение группы армий «Север». Причем, как водится, не обошлось без глупейших накладок. «Хеншель» фирма в основном вагоностроительная, один из крупнейших в Европе поставщиков железнодорожного оборудования, паровозов и платформ. Но и здесь проявилась ужасающая несогласованность между гражданским и военным производством, каковая привела к очередному конфузу — в июне выяснилось, что танк попросту не влезал ни на одну из серийно выпускаемых транспортных платформ «Хеншеля», ни по массе, ни по размеру. В Рейхе не оказалось ни единого вагона, способного перевозить груз в 60 тонн!

Мне пришлось срочно вмешаться и устроить нагоняй инженерам корпорации, целиком поглощенным техническими аспектами своего танка и напрочь позабывшим об ограничениях, налагаемых железнодорожной инфраструктурой. Новая шестиосная платформа SSyms была спроектирована и изготовлена прямо-таки в рекордный срок, но вот незадача — теперь забыли о железнодорожном габарите, изменить который можно только перешивкой колеи, расширением тоннелей, радиусов поворота пути и в итоге закономерным банкротством Германии на следующий же день.

Тут я впервые за время министерства сорвался и пригрозил, что если немедленно, — то есть завтра, а лучше сегодня к вечеру! — выход найден не будет, последуют самые печальные для конструкторов и руководства «Хеншель» выводы. Попросту я мог нажаловаться Рейнхарду Гейдриху, способному пустить в ход репрессивный аппарат. Как следствие, кое-кто провел бы незабываемый отпуск в Дахау.

Надоело, честное слово! Это война, а не загородная прогулка с пикником!

К моему безмерному удивлению, решение предоставили спустя несколько часов: для соответствия габаритам придется снимать с шасси танков внешние катки и во время транспортировки использовать узкие гусеницы в 520 миллиметров. Что, само собой, повлекло новые расходы — металл, рабочее время, загруженность станков, — но делать было нечего.

Когда я рассказал о бурных событиях, развивавшихся летом вокруг платформ для «Тигров», Гудериану, опальный генерал-полковник не знал, смеяться ему или плакать. Заметил только «Везде у нас так!» и посетовал на типично германское пренебрежение всем, что не входит в зону ответственности одного конкретного исполнителя, будь это примитивный стрелочник или конструкторский коллектив. Ну и отсутствие внятного технического задания со стороны заказчика, обязанного предусмотреть логистические габариты, тоже сыграло немаловажную роль.

Имя непосредственного заказчика мы отлично знали — Адольф Гитлер. На совещании в штабе командования сухопутными войсками Германии 26 мая 1941 года именно фюрер настоял на концепции тяжелого танка.

«Без иллюзий» увлекла меня взглядом на войну со стороны врага. Как версия, и вполне достоверно выглядящая, того, чем жили эти люди, как оправдывали себя, ради чего развязали войну. Читаешь и видишь рейх изнутри — что на уме у простой домохозяйки и у первых лиц страны, как поставлены рабочие процессы и как люди отдыхают, чего ждут от жизни. Персонажи живые, поступки их — логичные.

При этом автора нельзя заподозрить в симпатии к нацизму: где-то на четверть книги мы «вселяемся» в брата Шпеера, танкиста, дошедшего до Сталинграда:

Но у русских все обстояло совершенно иначе. Кажется, у них вообще не существует понятия «чести». Во всяком случае, не в том смысле, что у нас, людей германской крови. Они попросту другие. Физически другие, в том нет их вины, что, впрочем, не снимает с них ответственности.

Они отступают, как и всякие азиаты, когда видят, что враг сильнее. И вдруг что-то ударяет им в голову, — упрямство, злоба, простая глупость, — и они вдруг закапываются в землю и начинают огрызаться из последних сил. Как сказал Фриц, всегда может попасться сильная и злая крыса.

Поэтому мы то проходили сквозь Украину, как нож сквозь масло, повторяя Французский поход, то вдруг застревали, буквально утыкаясь в непроходимую стену. Со всех сторон на нас откуда-то лезли и лезли, бежали и бежали — люди, танки, орудия. Мы попадали в тугой узел и увязали в нем на несколько дней, пока не уничтожали все: технику, людей. Люди, впрочем, сдавались десятками — это когда в них просыпались азиаты с их врожденной покорностью победителям и хитрой, глубинной жаждой выжить любой ценой. Были, однако, и другие, совсем дикие — эти умирали, лишь бы не склонить голову.

Поди знай сейчас, так ли они рассуждали. Вполне возможно, что да — особенно офицеры из «приличных семей», каковой были Шпееры, свидетели и участники превращения униженной родины в могущественную державу. Без иллюзий и без сантиментов, по-деловому: мы правы, потому что мы немцы и еще потому что сильней вас.

Очень насыщенная книга, но совсем не занудная, если любишь историю, то точно понравится. Продолжение вышло буквально на днях, и я уже попросил его себе на Новый год, потому что в конце такой клиффхэнгер, каких я давно не видывал.

Прочту — доложусь.

Опубликовано в рубрике «книги» 12 декабря 2014 года. Вместо комментариев напишите автору — так общаться гораздо толковее.