Алексей Пехов — «Созерцатель»

Почему, вообще, мне нравится фантастика? Дело не в стремлении «сбежать от серых будней в волшебную страну». И будни не серые, и в страны любимых авторов бежать не рвусь: нас и здесь неплохо кормят.

С одной стороны — приятно помассировать мозг, те извилины, по которым бегают абстрактные мысли: «а что было бы, если бы». Досужее развлечение ума, необременительная гимнастика просчета необычных положений.

С другой — правильная фантастика пишет о реальной жизни. Спасение крутобедрой принцессы или даже целой галактики не имеют смысла, если не проецируются на личность читателя. Как спас? Почему спас? Почему так, а не эдак? Книжка должна отвечать на эти вопросы. И ответы должны понравиться читающему — или совпасть с его собственным мнением, или аргументированно изменить его.

Читатель должен сопереживать герою — то есть, переживать приключения вместе с ним. Поэтому чем ты старше, тем туже идут опусы про «суперменов-рембо-конанов» или, пуще того, тоскливых мечущихся мямлей. «Не верю» — приговор книге, можно откладывать и не тратить невосполнимое время.

Есть еще один подход: чтение не ради сюжета, а ради красоты фраз, тонкости отсылок, намеков и «литературной» игры. Эдакое книжное эстетство, когда ценится не смысл книги, а выдержанность стиля. У меня он вызывает вопрос: «Вот прочел ты такую правильную книгу — чем твоя жизнь стала лучше»?. От того, что какой-нибудь С. ван Меттергоген (творческий псевдоним Вани Иванова) написал тру-фэнтези с драконами, эльфами, орками, гномами, Силами Света, Темным Властелином и хэппи-эндом — все как положено, каноничность соблюдена — что конкретно изменилось в твоей жизни? Что ты стал делать по-другому?

Когда мне случилось спросить это живого человека, ответом было: «ничего, просто это красиво, а красота ценна сама по себе, смысла в ней нет».

Не буду сейчас развивать эту мысль, потому как от нее недалеко до вопросов о смысле жизни и залезания в совсем уж ненужные абстракции. Примем за данность, что такой подход есть и имеет право на существование.

К чему я это? Прочел на днях «Созерцателя», новую книгу Алексея Пехова.

Ветеран Великой войны, частный детектив Итан Шелби, берется за расследование дурно выглядящего дела.

В мире «Созерцателя» вообще мало что радует глаз. Угрюмая индустриальная эпоха, технологический прогресс неумолимо подминает под себя старый, устоявшийся мир.

Островной город-государство Риерта открыла секрет мотории — исключительно эффективного топлива, и начинало диктовать свои условия остальному миру, обходившемуся до сих пор углем и паром.

Западным странам удалось договориться с Риертой: в обмен на военное покровительство та обеспечила поставки и взяла на себя издержки производства: появление контаги, людей, превратившихся после контакта с сырой моторией в агрессивных мутантов.

Риерта попыталась шантажировать моторией восточную империю искиров, в ответ на это та решила завоевать Риерту и секрет мотории.

Вспыхивает Великая война, в которой с большими потерями побеждает Запад.

Выйдя в отставку, Итан Шелби работает частным детективом и с переменным успехом борется с воспоминаниями о войне и последствиями особой подготовки, которую Шелби прошел, с молодой горячностью стремясь послужить родине.

Шелби классический нуарный герой: циничен, рассудочен, не любит дождь и разгоняет сырость виски и разговорами с барменом. Что может заставить такого человека ввязаться в явную авантюру с неясным исходом и сомнительными целями?

«Созерцатель» — не только захватывающая приключенческая повесть, атмосферой напоминающая лучшие произведения Чайны Мьевиля и (не один я отмечу) игру «Dishonored». Выходя за рамки городского фэнтези-боевика, она оборачивается то детективом, то хоррором, то политическим триллером.

Алексей Пехов мастерски рисует царящие в обществе томительное ожидание перемен — не факт, что к лучшему — и тревога от незнания, что с ними делать и как жить дальше. Книга исподволь рассуждает о решениях людей и их мотивах; о верности своим принципам и границах этой верности; о пересечении культур и умении сгладить их различия.

Необычность мира может поначалу оттолкнуть нетерпеливого читателя: но тот, кто выдержит знакомство, будет вознагражден зрелым и захватывающим приключением.

Опубликовано в рубрике «книги» 27 февраля 2017 года. Вместо комментариев напишите автору — так общаться гораздо толковее.